Резцы по дереву: типы, процесс изготовления своими руками. Резьба по дереву для начинающих: инструменты, мастер-класс, советы, трафареты и шаблоны для будущих мастеров Вырезать из дерева фигуры

Приступать к такому делу, как создание деревянных скульптур своими руками, лучше с разных миниатюрок. Это простейший и наиболее доступный вариант резьбы по дереву. Ему может научиться каждый, и он менее требователен к исполнению. При этом именно миниатюрной резьбе уделяют меньше всего внимания в учебных пособиях, а нередко о ней и вовсе отсутствует всякая информация. Мы постараемся исправить эту проблему.

Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.

Выбор материала

Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:

  • печеная береза;
  • кипарис;
  • яблоня и пр.

Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.

Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.

С чего начинают?

Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.

После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.

В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.

На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.

После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.

Обработка дерева

Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:

  • морилки;
  • лаки;
  • масла и пр.

Морилка

Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.

Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.

Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.

Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.

Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.

Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.

Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.

Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.

Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.

Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.

Лаки бывают разными:

  • масляные;
  • пентафталевые;
  • нитролаки и пр.

Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.

Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.

Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.

В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:

  • береза;
  • груша;
  • яблоня.

Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.

Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.

Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.

Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.

Когда не нужна морилка

Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:

  1. Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
  2. Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.

Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.

Все фото из статьи

Резьба по дереву знакома человечеству с незапамятных времен, ее активно использовали при декорировании и обустройстве жилища, превращая в настоящее искусство со своими тонкостями.

Виды резьбы и их история

Самыми первыми мастерами использовался достаточно примитивный инструмент: перевоплощение древесины происходило с помощью тесла, ложкаря, струга, долота и топора.

До наших дней сохранилась композиция, изображающая оленей, которая датируется 5-2 веками до н.э.

  1. Домовая резьба отличается от остальных видов своей масштабностью . Для ее выполнения потребуется виртуозное владение пилой, долотом и топором. Чаще всего в качестве материала используются хвойные породы дерева.

Домовая резьба имеет много общего с корабельной, разделяется на прорезную, рельефную и объемную. Первая объемная резьба красовалась на носовых частях кораблей, морские просторы бороздили корабли с деревянными фигурами коней, птиц и оленей.

Рельефный вид и сейчас можно увидеть на фронтонах домов, наличниках и окнах. Первые мастера прорезной резьбы появились только в 19 веке, когда на перилах и входах в дома создавались ажурные витиеватые украшения.

  1. Объёмную резьбу можно справедливо назвать наиболее сложным видом обработки древесины . Скульптурный метод позволяет создавать изображения, отделенные от общего фона, что требует немалого мастерства. Именно этот метод использовался на Руси для изготовления игрушек, фигурок животных, свистулек и церковной атрибутики.

Обратите внимание!
Корнепластика также относится к объемной резьбе. Для создания оригинальных образов используют нижнюю часть дерева, обладающую самыми разнообразными формами.

  1. Контурная резьба – вид орнаментной, получила широкое распространение с 15 века . Выполняется по дереву в форме прямых линий, которые прорезаются по контуру рисунка.
    Внешне обладает неким сходством с гравировкой, имеет простую, сухую, четко обозначенную композицию, разнообразие которой придают окрашиванием.

  1. Геометрическая резьба – наиболее простой вид, подходящий для начинающих . Рисунок создается на основе клинорезных выемок, различной глубины и направленности.
    К данному виду относится и скобчатая резьба, рисунок которой создается при помощи круглой стамески. Наиболее подходящей древесиной мастера считают липу, осину и все многообразие хвойных пород.

В прошлые века техниками ручного ремесла владел почти каждый житель нашей страны. Работа руками подразделялась на женские и мужские виды. Сегодня же гендерные границы несколько размыты, и каждый может выбрать любое дело по своему вкусу. Мало кто выбирает устаревающие виды ручного труда в качестве основного занятия, однако увлекательное хобби хочется иметь большинству. Один из видов искусств, которые можно выбрать в качестве хобби – резьбу по настоящему дереву, которая подойдет для начинающих. Очень красиво выглядят резные элементы на шкатулках, рамках для фотографий и картин, а также предметах мебели и интерьера.

Начало пути от новичка до опытного мастера резного дела:
  • Для начала нужно подготовить теоретическую базу. Посмотреть картинки с работами умельцев, видео на тему, почитать статьи и пролистать книги . Если Вы уверены, что хотите попробовать себя в этом творческом деле, в таком случае стоит обзавестись инструментами, заготовками и прочими нужными для мастера вещами.
  • В первую очередь необходимо приготовить инструменты. Важно следить за их качеством: плохо заточенный нож может надолго отбить охоту продолжать обучение новому ремеслу. К тому же, если инструмент сломается во время резки, то и вовсе не получится закончить работу, что приведет к огромному разочарованию. Приборы для резчика можно заказать на широко известных китайских сайтах, купить в строительных или специализированных магазинах, а также сделать на заказ у хорошего проверенного мастера.

Изучаем резьбу по дереву для начинающих с основными техниками

Первым и основным помощником для мастера станет нож-косяк. Он представляет собой резак с коротким лезвием, скошенным под углом. Им удобно вырезать геометрические узоры и некоторые другие элементы.

Кроме того, пригодится набор стамесок. Они отличаются друг от друга формой и размером. Существуют плоские стамески; полукруглые стамески различных диаметров для вырезания желобков и выемок; квадратные и треугольные – для различных приемов резьбы. Изначально, чтобы не тратиться на дорогостоящие инструменты, некоторые мастера самостоятельно затачивают плоские отвертки для этих целей. Также существуют различные инструменты для профессиональных мастеров, которые пригодятся ремесленнику после того, как будут в совершенстве освоены приемы резьбы с основными орудиями. Кроме того, резчики иногда пользуются и электрическими приспособлениями: фрезером, лобзиком и даже бензопилой.

Выбираем породу дерева для разных видов резьбы

Чтобы освоить резьбу по дереву с основными техниками для начинающих, нужно понимать, что различные породы дерева обладают отличающимися друг от друга качествами. Все они имеют свои достоинства и недостатки . Мягкие породы дерева – липа и можжевельник. Из них легко вырезать, но при этом видны все огрехи и лишние надрезы. Многие мастера не советуют начинать учиться, используя их. Ель и сосна – более плотные и долговечные материалы, но за счет этого сам процесс резки немного усложняется. По березе резать довольно просто, но она не слишком прочна, со временем изделие может деформироваться и потемнеть. Таким образом, выбор древесины остается за мастером.

Простой способ, как не уделять на этот аспект слишком много внимания: взять имеющуюся разделочную доску дома или заготовку шкатулки в магазине рукоделия. Также можно попробовать на бруске из гаража. Когда Вы поймете, что резное дело – для Вас, можно закупаться специальным материалом.

При выборе древесины нужно обращать внимание не только на породу дерева, но и на однородность бруска, отсутствие сучков и трещин. При подготовке не следует обрабатывать брусок наждачной бумагой, чтобы частички не остались на дереве, способствуя затуплению ножа.

При обучении любому делу важно помнить о принципе постепенности. Не стоит начинать вырезать по дереву со скульптурной резьбы: в этом случае велика вероятность того, что ничего не выйдет, пока он не умеет держать нож в руках или не имеет представления об объеме изделия.

Как ни странно, для того, чтобы овладеть этим ремеслом, необязательно быть художником. Для выполнения красивых работ достаточно правильно держать нож в руке и владеть азами этого искусства. Чтобы сделать узор на шкатулке, доске или где-то еще, можно воспользоваться готовыми экскизами, трафаретами и шаблонами, которые можно в изобилии найти в интернете или в книгах, а также можно повторить на дереве рисунки в книгах или узоры на тканях, например.

Разбираем мастер-класс по геометрической резьбе по дереву для новичков

Самый простой вид вырезания – это плосковыемчатая резьба. Она подразделяется на несколько видов, самый простой и доступный даже детям – геометрическая резьба. Само название говорит о том, что ножом вырезаются орнаменты, состоящие из простых геометрических фигур. Однако при аккуратной работе и интересных сочетаниях такой вид резьбы тоже может выглядеть очень эффектно и красиво.

Для работы понадобится:

  • нож-косяк
  • брусок из выбранной породы
  • карандаш с линейкой

Для начала необходимо на заготовке провести две параллельных линии на расстоянии 1 см и сделать отметины также по 1 см в шахматном порядке.

Соединить точки, чтобы получились треугольники. Сделать отметины посередине каждого треугольника в нижнем ряду.

Соединить центры треугольников с вершинами треугольников. Теперь воткнуть нож в середину треугольника на глубину 4-5 см, а тупой угол ножа подвести к вершине. Так проделать со всеми тремя углами.

Затем вырезать стороны треугольников, как показано на фото.

Проделать то же самое с верхним рядом орнамента.

Имея небольшой опыт резьбы по дереву из мастер-класса выше, можно смело приступать к вырезанию чуть более сложных элементов. Для этого пригодятся следующий трафарет или любой другой.

Видео-уроки по теме статьи

Прежде чем резать

Можно понять нетерпение начинающего резчика, которому кажется, что достаточно научиться держать в руках инструменты, и дерево покориться ему. Это все иллюзии. Прежде чем из-под резца выйдет что-то, отдаленно напоминающее произведение искусства, придется немало потрудиться, поскольку в первую очередь необходимо изучить особенности и свойства материала, так как каждый сорт древесины неповторим, требует индивидуального подхода и особого способа обработки; научиться учитывать такие ее особенности, как легкость обработки, способность приобретать гладкость или сохранять матовый блеск, восприятие отделки; уметь различать текстуру 3 главных срезов – вдоль и поперек волокон, на торце; освоить правила и базовые приемы резьбы, которые соблюдает каждый резчик. Конечно, по мере приобретения опыта сложатся свои приемы и привычки, но есть основы, которые остаются неизменными независимо от техники, в которой собирается работать резчик.

Существуют основные способы резьбы, без умения выполнять которые невозможно двигаться вперед, добиться мастерства и подняться от банального ложкореза до художника-резчика по дереву. Рассмотрим эти приемы.

1. Срез по наклонной (рис. 46), чтобы получиться чистым и гладким, обязательно должен выполняться по наклонной линии (отсюда и его название) к слою древесины и в направлении идущих волокон. В противном случае на материале образуются задиры и сколы.

Рис. 46. Выполнение среза по наклонной: а – правильно; б – неправильно

2. Срез поперек волокон заготовки (рис. 47). Для выполнения этого приема используется полукруглая стамеска, движения которой осуществляются с двух сторон в направлении от края к центру заготовки. За один проход не следует проводить рез от одного края до другого, так как в этом случае не удастся избежать сколов.

Рис. 47. Выполнение среза поперек волокон заготовки: а – правильно; б – неправильно

Секреты между строк

Допускается ли окрашивание, при котором текстура древесины не видна?

В данном случае речь может идти о росписи по дереву, при которой используются яркие краски, плотно покрывающие древесину, например знаменитая хохломская роспись. Резчики используют различные краски – вплоть до акварельных, которые поверху лакируют. Но для этого предназначены и специальные средства, например порошок золотистой бронзы, алюминиевая пудра, которые смешивают с лаком и покрывают затем изделие. Особенно эффектно это смотрится на контурной резьбе, когда на черном фоне выступает золотистый или серебристый узор.

На торце данный прием (рис. 48) выполняется аналогично. Если не соблюдать этого правила, образуются сколы, что скажется на качестве и внешнем виде изделия.

Рис. 48. Выполнение среза на торцевой плоскости заготовки: 1 – правильно; 2 – неправильно

Секреты между строк

Нуждаются ли изделия из древесины в специальной защите?

Нужно сказать, любое изделие декоративно-прикладного искусства, даже будучи идеально отшлифованным, требует обязательного лакокрасочного покрытия, которое не только придает предмету законченность, яркость, блеск, но и защищает его от вредных факторов. Для этого используются лаки на основе эфиров целлюлозы, всевозможные эмали, кроющие краски, полиэфирные лаки и другие средства. Разумеется, древесину перед окончательной отделкой тщательно подготавливают.

3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки (рис. 49). Прием условно можно разделить на 2 этапа: на первом нож-косяк держат вертикально, на втором – наклонно и при этом срезают грани с обеих сторон от центральной линии разметки (середины выемки).

Рис. 49. Выполнение прямой двусторонней выемки поперек волокон заготовки (стрелками указано направление движения ножа): 1 – разметка; 2 – средняя линия

4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (рис. 50), так же, как и предыдущий срез, осуществляется в несколько этапов. Резак держат вертикально и режут прямую среднюю линию на всю глубину выемки. Затем выполняют одну наклонную сторону выемки в направлении вдоль волокон и режут вторую наклонную сторону, но в противоположном направлении. Нарушение последовательности этапов оборачивается такими дефектами, как шероховатые срезы, задиры и др.

Рис. 50. Выполнение двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (стрелками указано направление движения инструмента): 1 – разметка; 2 – грани выемки

5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки (рис. 51). В зависимости от строения древесины (прямослойная или непрямослойная) резьба будет проводиться по-разному. В том случае, если линии текстуры годичных слоев расположены параллельно боковым кромкам обрабатываемой заготовки и отличаются прямослойным строением, осуществляется легко, но при этом обязательно в следующей последовательности. В первую очередь на полную глубину выемки прорезают среднюю линию, потом выполняют боковые грани по наклонным линиям, но в отличие от предыдущего вида резьбы направление реза может быть любым.

Рис. 51. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – грани выемки; 2 – средняя линия

Секреты между строк

Предъявляются ли к лакокрасочным материалам особые требования?

Прежде всего, нужно сказать, что для финишной обработки изделия лакокрасочными средствами требуются различные растворители, разбавители, разравнивающие составы и пр. Лаки должны покрывать изделие тонкой прозрачной пленкой, не маскирующей текстуру древесины, иметь чистый цвет, придавать матовость или глянец, быть водо– и светоустойчивыми, легко шлифоваться и полироваться. Выбор того или иного лака определяется назначением предмета, его композицией, характером отделки. Среди наиболее часто используемых можно назвать лаки НЦ-222, НЦ-221 (светлые), НЦ-224 (темный), НЦ-49Г (матирующий), фисташковый лак (можно смешивать с красками) и др.

Если древесина имеет какой-либо порок, например свилеватость, при котором направление волокон отклоняется от прямой линии, резьба должна проходить по-другому. Прежде всего, прорезают среднюю линию, причем вертикально и в одном направлении, после чего в двух направлениях выполняют боковые грани (рис. 52). Сначала одну в направлении центра, потом вторую в направлении от центра.

Рис. 52. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки из свилеватой древесины (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – средняя линия; 2, 3 – боковые грани

6. Резьба выемки, которая проходит по окружности или по кривой (рис. 53), осуществляется в определенной последовательности, от соблюдения которой зависит окончательный вид заготовки.

Рис. 53. Выполнение выемки, которая проходит по окружности или по кривой (цифрами показан порядок движения инструмента по секторам, стрелками – направление движения инструмента при выполнении боковых граней, а крестиками – место встречи граней выемки): а – порядок работ; б – двухгранная выемка; в – полукруглая выемка

Секреты между строк

Как наносить лак и можно ли при необходимости его удалить?

Лакирование является финишной отделкой декоративного изделия, которая осуществляется после того, как его отшлифуют, очистят от ворса, заполнят поры, покроют грунтом и повторно отшлифуют. Обычно лак наносят кистью или тампоном, в некоторых случаях прибегают к наливу. Практикуется также окунание изделия в лак или нанесение его путем распыления. Иногда, например, при реставрации изделия, приходится удалять старый слой лака. Для этого подбирают соответствующий растворитель, среди которых можно назвать уайт-спирит, растворитель № 646, керосин, ацетон и др.

Работу выполняют либо полукруглой стамеской, либо ножом-косяком. Сначала режут по средней линии, потом – по боковым граням, соблюдая направление движения, причем особенно внимательно надо выполнять резьбу в тех местах, где встречаются грани выемки. Чтобы резьба выглядела аккуратно и красиво, древесину нужно снимать стружка в стружку – поочередно с каждой стороны.

Секреты между строк

Можно ли устранить натеки?

При обработке лаком больших поверхностей, а также при использовании в качестве инструмента для нанесения лака кисть могут появляться натеки. Они снижают декоративные качества изделия, и поэтому их необходимо разравнивать. Для этого используют растворители (не путайте с разбавителями), например распределительную жидкость НЦ-31, под действием которой выравниваются нитролаки.

Секреты между строк

Что такое политура?

Политура – это особые растворы с пониженным содержанием пленкообразователя, имеющие в своем составе такие пластификаторы, как растворимый воск, коллоидные вещества и др. Политуру наносят тампоном на поверхность, которая уже покрыта лаком и отшлифована, с целью полирования. После высыхания она дает твердую глянцевую поверхность, которую можно полировать вплоть до зеркального блеска. Политуры бывают спиртовые и шеллаковые, которые классифицируются на светлые, мутные, прозрачные (№ 13, 14), красную (№ 15), черную, мутную (№ 16).

7. Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно (рис. 54), должна осуществляться с учетом того обстоятельства, что одна сторона выемки идет вдоль направления слоев годичных колец, поэтому режется без затруднений и получается гладкой, а другая – против направления слоев годичных колец, в связи с чем обычно имеет задиры. Чтобы выемка выглядела аккуратно, древесину режут в противоположных направлениях сначала с одной стороны от средней линии, а потом – с другой.

Рис. 54. Выполнение полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно (стрелками показано направление движения инструмента)

Середина выемки должна выполняться с особой аккуратностью, без форсирования резьбы, древесину нужно снимать осторожно, тонкими слоями. Стружка одного направления обязательно должна попадать в стружку другого направления. В этом случае выемка получится без задиров.

8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.

Первый способ (рис. 55)

Рис. 55. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Резьбу выполняют от линии разметки, направляя ее параллельно расположению волокон в древесине заготовки, и ведут до вертикальной линии, которая проходит через центр. При этом место встречи режут в направлении центра по вертикальной линии (на рисунке указано стрелкой).

Секреты между строк

В чем заключаются процессы шлифовки и полировки?

Обычно резчики обрабатывают изделия вручную. Для шлифовки используют мелкозернистую шкурку или микрокорундовый порошок (последний наносят влажным тампоном). Подготовленную таким образом поверхность покрывают 2 или 3 слоями политуры, просушивая каждый, и обрабатывают специальными полировочными пастами (смесью абразива со связующими жидкостями), например № 290, полируя сначала влажную поверхность, потом сухую. Пасту удаляют полировальной водой (смесью абразива с эмульсией).

Секреты между строк

Что такое гладилка и как ее используют?

Так называется инструмент, который вырезан из кости, твердой древесины или полистирола и отшлифован. Гладилкой полируют небольшие изделия, которые предварительно отшлифованы и освобождены от ворса. Их сначала слегка проглаживают, потом обрабатывают с некоторым усилием, следя за тем, чтобы изделие не разрушилось или не деформировалось. Применение гладилок имеет некоторые ограничения, например, ими полируют древесину, годичные кольца которой одинаковы по плотности. При несоблюдении этого условия поверхность изделия приобретает некоторую волнистость.

Второй способ (рис. 56)

Рис. 56. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента)

При работе инструмент направляют параллельно слоям древесины навстречу друг другу. Места встречи режут поперек волокон в направлении центра.

9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.

Выемку выполняют боковыми движениями вдоль волокон древесины, направляя резец полукруглой стамески от центра по кругу (рис. 57).

Рис. 57. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Второй способ (рис. 58) осуществляется другим инструментом – клюкарзой, при этом резьбу выполняют от центра к краям. Линии реза могут быть прямыми и несколько изогнутыми (рис. 59).

Рис. 58. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Рис. 59. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом изогнутыми линиями (стрелками показано направление движения инструмента)

10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки осуществляется 2 способами, которые различаются направлением движения инструмента. В обоих случаях резьбу ведут в 4 направлениях, но при первом способе от вертикальной линии, проходящей через центр выпуклой формы, к горизонтальной, также проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (рис. 60).

Рис. 60. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки (стрелками указано направление движения инструмента)

Секреты между строк

Можно ли отбелить древесину ускоренным способом?

При необходимости отбеливания древесины прибегают к испытанному средству. Но нужно сразу сказать, что состав требует соблюдения повышенных мер безопасности, поскольку содержит ядовитые вещества. Итак, смешать 20 мл 30 %-ного раствора серной кислоты, 15 мл 20 %-ной щавелевой кислоты, 25 г перекиси натрия и 1 л воды. Нанести состав на древесину травяной щеткой, после достижения эффекта смыть его раствором соды.

Секреты между строк

Какие правила нужно соблюдать при отбеливании древесины?

Их несколько, и все они проверены временем. По достижении необходимого результата отбеливатели смывают водой. При использовании кислотного отбеливателя вместо воды применяют водный раствор соды. На одном и том же изделии нельзя испытывать разные отбеливатели, даже если предыдущий тщательно смыт. Склеенные изделия не стоит подвергать этой процедуре, поскольку древесина пропитывается растворами, а после высыхания может покоробиться или расклеиться.

Во время резьбы вторым способом (рис. 61) инструмент направляют по слою древесины от вертикальной линии, проходящей через центр формы, к краям. Причем срезы осуществляют параллельно друг другу.

Рис. 61. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки вторым способом (стрелками указано направление движение инструмента)

11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки (рис. 62). Этот прием осуществляют по направлению строения древесины, последовательно перемещаясь от края площадки формы к вершине.

Рис. 62. Выполнение выпуклой формы на торце заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Таковы основные приемы резьбы, которые используются практически во всех видах рельефа. Но необходимо сказать, что ими не ограничивается арсенал резчика, и далее будут описаны другие приемы.

Секреты между строк

Как использовать масляную грунтовку?

Ее применяют в качестве самостоятельного средства и подготовительного (перед покрытием масляным лаком). Известно, что масло сохнет достаточно долго, но если изделие выдержать в раскаленной и погашенной печи, духовке и даже в емкости на открытом огне, этот процесс можно ускорить. В последнем случае изделие засыпают чистым прокаленным песком.

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

Глава 1 PRIMUM FUNDAMENTUM: ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ФУНДАМЕНТ! Выбор конструкции фундамента бани зависит от многих факторов, и не последнюю роль при этом играют экономические соображения: разница в стоимости и трудоемкости между различными видами фундамента очень существенная. Вместе с

Из книги Экстремальная кулинария. Как прожить без денег: русская экстремальная пища автора Цыпляев Владимир Рэмович

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Прежде чем начать лепить Где взять глину Глина, глина… А что это такое и где ее берут?Глину для нас заготовила природа. Это обломочная горная порода, состоящая из мельчайших частичек и чешуек глинозема (окиси алюминия), кремнезема (окиси кремния) и воды.Но где искать

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей
  1. Техника резьбы по дереву
  2. Изготовим самостоятельно
  3. Лезвие
  4. Рукоятка
  5. Заточка

Ножи для резьбы по дереву являются обязательным аксессуарами в арсенале мастера, который изготавливает декоративные предметы из натуральной древесины.

Такие инструменты могут иметь различные типы и формы, что непосредственно влияет на специфику обработки отдельных деталей. Самым известным резаком, который пользуется огромной популярностью среди наших мастеров, является богородский нож.

Техника резьбы по дереву

Резьба по дереву относится к сложной, но очень интересной технике декорирования изделий, известной с давних времен. Начало работы, как правило, заключается в создании заготовки, а проще говоря, колоды или болванки. Далее выполняют черновую обработку поверхности, в ходе которой ее выравнивают и избавляются от всевозможных дефектов. Затем наступает очередь художественной работы, которую мастер осуществляет при помощи резцов для резьбы по дереву. Технически такой процесс выглядит как выборка части древесины, что позволяет придать заготовке рельеф и объем. Данный этап можно назвать основным, ведь именно от него зависит то, каким будет конечный вид изделия. Финишная обработка декоративного предмета состоит в шлифовке древесины и ее пропитке антисептиками и лакокрасочными изделиями.

Для выполнения ручной работы данного типа могут применяться режущие приборы с различной конфигурацией лезвия. От их качества не меньше, нежели от мастерства столяра, зависит чистота орнамента на древесине, поэтому необходимо следить за тем, чтобы лезвие стамески было прочным, острым и не имело зазубрин. Если бывалые мастера смогут с закрытыми глазами определить тип и качество столярных ножей, то выбор резцов по дереву для начинающих может стать сложной задачей . Тем, кто еще не до конца знаком с особенностями выбора и изготовления резцов, мы предлагаем подробнее ознакомиться с их основными разновидностями и способом применения. Также вы сможете узнать, как сделать резцы по дереву самостоятельно, задав им необходимые размеры и форму.

Виды

Считается, что мастера-виртуозы могут обойтись одним-двумя резцами, однако, как показывает практика, достичь наилучшего результата и облегчить труд поможет хороший набор специальных столярных приспособлений, в который входят стамески с лезвиями разнообразных форм. Специалисты в данной отрасли рекомендуют пополнить свой арсенал следующими позициями:


Наряду с приспособлениями для резки ажурных элементов существуют и дополнительные предметы, без которых не обходится ни один столяр. К таким инструментам относятся ножовки, лобзики, дрели, ножовки по дереву могут предназначаться для черновой или чистовой работы (сабельные, лучковые).

Те мастера, которые работают с крупногабаритными конструкциями, приобретают не только ножовочный инструмент, но и включают в свой арсенал резцы топорики, или, как их еще называют, фигурные тесла . Их принцип действия аналогичен тому, по которому работают режущие инструменты меньшего образца с разницей лишь в масштабе и чистоте процесса. Новички, только начинающие постигать ремесло, в разновидностях инструмента разбираются не так досконально, как бывалые мастера, поэтому здесь главное соблюдать золотое правило – качество превыше всего. Так как покупка добротных ножей может обойтись недешево, многие делают резаки самостоятельно, тем более что сегодня в интернете легко отыскать подходящие видео и фото уроки. Далее мы расскажем, как сделать ножи для фигурной резьбы своими руками из подручных материалов.

Изготовим самостоятельно

Сразу оговоримся, что не всегда высокая цена вынуждает столяра идти на радикальные меры. Зачастую хороший опытный мастер не может подобрать для себя такой инструмент, который бы отвечал его требованиям, и это тоже становится причиной для самостоятельной работы над резцом. В принципе, эта задача решается довольно успешно, главное знать, из чего сделать резцы и какую технологию применить в данном случае.

Лезвие

В большинстве случаев в качестве сырья для самостоятельной заготовки подойдет обычное полотно по дереву или металлу. Из такого материала можно получить отличный нож косяк – достаточно обломать вручную или обрезать сегмент полотна на токарном станке , а затем сформировать режущую кромку. Достойными характеристиками, подходящими для нашего изделия, обладает и диск от пилы по дереву , ведь очень важно, из какой стали мастерить нож косяк, а здесь мы имеем дело с углеродистым металлом, который легко затачивать и он долго остается острым даже при работе с твердыми породами дерева.

Если ваш будущий самодельный резец будет предназначен для выборки древесины, он должен иметь полукруглую форму лезвия, и в данном случае его лучше изготавливать из пробойника, который можно отыскать практически в каждой домашней мастерской. В частных столярных мастерских можно встретить самодельные резцы из подшипника, которые также себя неплохо зарекомендовали в работе.

Рукоятка

Когда режущая часть стамески готова, можно приступать к изготовлению не менее важной части инструмента – рукоятке. Здесь нам понадобится деревянный брусок, и лучше, если это будет древесина твердых пород, из которой нужно будет вырезать держак с отверстием в торце. Обратите внимание на то, что форма отверстия должна соответствовать аналогичному параметру металлического хвостовика ножа для резьбы по дереву, своими руками изготовленного из полотна или диска.

В том случае, если для изготовления резца по дереву используется ручка, состоящая из двух частей, рекомендуется дополнительно фиксировать лезвие крепежными элементами, а процесс склейки осуществлять при помощи тисков или струбцин.

Заточка

Добиться достойного результата в художественном ремесле резчик сможет лишь в том случае, если сделанный инструмент будет острым. При резьбе по дереву ножи имеют свойство тупиться, поэтому правильно заточенный косяк сможет долго работать без повторной обработки.

Loading...Loading...